Рухун всегда славился учеными-арабистами, поэтами, справедливо считался одним из культурных центров Кюре. Рухун – это родина выдающегося поэта ХVIII века, ученого-богослова Рухун Али.
По преданию, Рухун основали три брата из с.Чепе: ГъарачI, Селим и Шамхал.
Рухун образовался из нескольких окрестных небольших аулов: Къазихадхюр, СикIрегъар, ТIулархюр, Къекъергар, Бахчадхюр.
В 3 км к востоку от села расположен археологический памятник-поселение "Къазихад-хуър". В 1.5 км к западу от села находится поселение "Къекъерган", а в 2 км к югу от села поселение "Сикрег". В центре села стоит памятник архитектуры – мечеть. В 800 м. к западу от села расположено почитаемое место – пир "Агьмадан гуьмбет".
Имеются следующие тухумы: ГъарачIар, Селимар, Шамхалар, Бакьашар, Казияр, Агьмадар.
Жители испокон веков занимались скотоводством, сельским хозяйством.
По переписи 1886 года в селе было 78 хозяйств, численность населения составляла 455 человек, 246 мужчин и 209 женщин.
В их собственности находилось: крупного рогатого скота – 281, мелкого рогатого скота – 546, лошадей - 21.
Каждое хозяйство платило государству в год 5 рублей 75 налога, всего – 210 рублей. От налогов никто не был освобожден. Это говорит о том, что все владели какой-то собственностью.
После землетрясения 1966 года село переселилось в Новая Мака.
Знатные выходцы их Рухуна:
- Рухун Али, ученый-богослов, выдающийся поэт ХVIII века
- Гьажи Алифенди
- Осман-эфенди, ученый-богослов, шейх
- Абукар-эфенди
- Абдулгьамид-эфенди
- Магьмуд-эфенди
Дополнение к статье:
1. Перечень тухумов нужно дополнить следующими: Колхаяр, Мегьадар, Сардарар, Сийидар. С учётом этого дополнения перечислить все тухумы в алфавитном порядке.
2. Необходимо также отметить, что на речке (Регъуьн вацI) были построены силами и средствами самих сельчан водяные мельницы, применявшие течение воды в качестве энергии для вращения жерновов - трущихся друг относительно друга по кругу каменных дисков (жернова). В этих мельницах путём помола пшеницы заготавливалась мука для сельчан, а также для жителей соседних сёл (Хъпуьхъ, КуркIурхуьр). Мельница принадлежала одному или нескольким родам (тухумар) на общественных началах и назывались по признаку принадлежности соответствующему тухуму:
Мегьад регъв,
Колхвад регъв,
Бакьаш регъв,
Сийид регъв.
Перечисление произведено в порядке расположения мельницы по течению реки.
3. В селе находились и действовали кузницы (чад). В хронологическом порядке их можно перечислить по принадлежности конкретному лицу:
Агьмадан чад,
Агьмедан чад,
Абдуллагьдин чад.
Кузнецы Агьмад, Агьмед и Абдуллагь перенимали навыки кузнечного дела друг у друга, то есть в указанном порядке являлсь своего рода учениками у предшественника: Абдуллагь - ученик Агьмеда, Агьмед - ученик Агьмада, а Агьмад, по преданию, пришёл в селение из другой местности и поэтому нет информации относительно его происхождения.
Необходимо особо отметить, что жители не только села Рухун, но и всех окрестных сёл, вели натуральное хозяйство, то есть практически всё необходимое для существования и жизни производили сами. В этих условиях кузнечное дело имело решающее значение. Изготавливая для сельчан и жителей соседних сёл необходимый инструмент: косы, серпы, топоры, кинжалы (гапур), ножи, ножницы для стрижки овец (хтресар), подковы, ободы для колёс телег (араба), резцы для сохи и т. п., кузнецы создавали необходимые условия обеспечения жизнедеятельности селений. Кроме того, кузнец Агьмед славился как мастер по удалению больных зубов, к нему обращались больные не только села Рухун, но и из окружающих селений.
4. Во времена коллективизации аграрного сектора народного хозяйства страны в 30-е годы ХХ века жители селений Ичин, КуркIурхуьр, Мехквергъ и Рухун объединились и создали коллективное хозяйство (колхоз). Контора колхоза и всё делопроизводство велось в селении Рухун, как географически расположенного в центре местности. Колхозники выращивали пшеницу, фрукты (в основном яблоки, но и груша, слива, незначительно - черешня), производили сыр из овечьего с незначительным добавлением козьего молока. Колхозники также занимались пчеловодством, животноводством. Основная часть продукции деятельности колхоза: пшеница, шерсть, мясо, сыр, мёд, фрукты сдавалась по установленным нормам государству. Продукция также направлялась на оплату труда членов колхоза. Оплату труда производилась не денежными средствами, а натуральным продуктом: пшеницей, мёдом, сыром и зависела от выработанного количества трудодней колхозника.
5. Следует отметить, что село Рухун являлось неким центром образования. В дореволюционное время при мечети действовала школа – медресе, где письменность велась на арабском алфавите, помимо прочих дисциплин, занимались изучением (чтением) Корана.
После Октябрьской революции 1917 года и становлением советской власти в селе Рухун в конце 30-х годов ХХ века была построена восьмилетняя школа, где учились и дети селений Ичин, КуркIурхуьр, Макьар, Мехквергъ, Хъпуьхъ. Для детей отдалённого села Макьар при школе был создан интернат с полным бесплатным государственным обеспечением. Восьмилетняя школа функционировала около 40 лет, выпустила несколько тысяч учеников с восьмилетним образованием. Школа прекратила своё существование примерно через 16 лет после землетрясения 1966 года и последующего начала переселения рухунцев в равнинное место Новая Мака.
P. S. Автор "дополнения" – Ахмедов Абдулнасир Магомедович (1960 г. р.) в 1976 году, после окончания Рухунской восьмилетней школы, среднее образование получил в Касумкентской средней школе №1. Уехал в Свердловск в 1978 году, где проживаю до настоящего времени.