Главная О районе Новости Деятельность
Карта
карта
Фотогалерея
Панорамы

Культура

Культура и искусство не могут принадлежать тому или другому району, той или иной стороне гор и рек, разделяющих единые народы. Подлинная культура, настоящее искусство не могут принадлежать даже иному народу, будь он большой или малый, древний или молодой, потому что духовные достояния принадлежат всем и каждому, кто соприкасается с ними, кто воспринимает их сердцем и душой. Однако, надо заметить, что национальная культура и искусство имеют свои место и время рождения, границы распространения. А они кому-то, все-таки, принадлежат.
Есть своя культура – духовная и материальная – и у лезгинского народа, есть у него и свое искусство. Каждое поколение на протяжении веков вносило в эту казну свою лепту, искорки таланта, мастерства, вдохновения, придавая ей новый колорит, добавляя свежие краски, вкладывая глубокий смысл, совершенствуя формы.
Не остались в стороне от общего дела и представители Сулейман-Стальского района. Во всех областях культуры и искусства они проявили себя как настоящие таланты, мастера своего дела. Об этом свидетельствуют факты, исторические, археологические находки. Так, на территории, которую сейчас занимает Сулейман-Стальский район, обнаружено большое число памятников меднокаменного века (Касумхюр, Нюцюг, Мамраш). Остатки керамики, обломки кремневых вкладышей, ладьевидная зернотерка, осколки камня близки энеолиту Закавказья. Культуру эпохи раннего железа (VII-IV вв. до н.э.) представляют материалы поселения, могильника и курганов в долине с. Герейхановское. Эти находки свидетельствуют, что у местного населения широко бытовали различные изделия из железа (ножи, шилья). Украшения из бронзы отличались высоким художественным мастерством.
В эпоху раннего средневековья (V – X вв.) лезгины, наши праотцы, уже осваивают производство керамических изделий с помощью гончарного круга. Расписная лезгинская керамика также имеет древнюю историю. В XII-XIV веках в древнем лезгинском селении Кала (недалеко от с. Испик Сулейман-Стальского района) существовало развитое керамическое производство бирюзовой расписной керамики. Их изделия бытовали среди других народов Дагестана. Калинские тарелки, миски, большие блюда из красной глины, водоносные кувшины в настоящее время в горных селениях Кубачи, Кудали. Образцы калинской бирюзовой керамики сохранились во многих других аулах Дагестана, в том числе разрушенных в результате войн. Уже в средневековье производство бирюзовой керамики в с. Кала носило характер развитого ремесла.
В 18 веке керамическое производство в Южном Дагестане, в частности в Сулейман-Стальском районе, расширилась и распространилась на селения Испик, Сальях, Гезер Кюринского округа. Неповторимые уникальные первичные по своим художественным особенностям, кувшины, тарелки, чашки, изделия поливной керамики, украшенные ангобной росписью и налепными узорами, распространились по миру и до сих пор украшают домашние и общественные музеи. Причудливы были лепные рельефы, изображающиеся в виде коней, мулов, птиц, рыб, двуглавых орлов, домашних и диких животных и зверей, а также людей. Рельефный декор на испикской посуде поражает конкретностью и отличается от других дагестанских.
Лезгинская испикская поливная керамика в XIII-XIV вв. достигает своего расцвета. Изделия испикских мастеров – кувшины, блюда, миски, тарелки и др. были в свое время широко известны на Восточном Кавказе и за его пределами. Известен был в районе Шерифов Айдемир (с.Сальян) – мастер гончарного дела.
Одни из важных древних ремесел лезгин является оружейное дело, т.к. вся история лезгинского народа связана с отпором захватчиков. Археологические находки подтверждают, что техника обработки металла известна лезгинам с древности.
Оружейное дело дало толчок художественному и ювелирному производству, связанному с отделкой оружия серебром под чернь, слоновой костью, золотыми инкрустациями. Имело широкий товарный выход и пользовалось спросом далеко за пределами Дагестана и Кавказа лезгинское ковровое дело, а также шитье золотом и серебром. Лезгинские ковры издавна славились красивым пестрым оформлением, оригинальными, богатыми композициями, что свидетельствовало о большом художественном мастерстве ковровщиц. Настоящие художницы, рисующие нитками, вкладывающие в свои рисунки поэтические замыслы и тонкое искусство орнаментации.
В селах района тогда развивалось и искусство ковроделия. Наличие исходного материала для получения шерсти и естественных красителей (марены), а также ряд других обстоятельств обусловили то, что во многих населенных пунктах ковроткачество стало одним из основных, если не главным, занятием женской части населения. Ковры лезгинских мастериц приобрели всемирную славу. Оригинальностью отличались ковровые изделия Орта-Стальской ковровой фабрики. Во многих селах предпочтение отдавали кузнечному, кожевенному, оружейному делу. Мастера обрабатывали металлы, минералы, создавали великолепные изделия из железа, меди, серебра, золота, стекла.
Сулейман-Стальский район подарил Стране гор целую плеяду деятелей искусства. Первым из них мы назовем Готфрида (Джабраила) Гасанова – основоположника дагестанской профессиональной музыки.
Огромен вклад Г.Гасанова в становление музыкальной культуры аварцев, кумыков, лакцев и другие народов Дагестана. Первая музыкально-художественная экспедиция по собиранию народной музыки, возглавляемая Г.Гасановым, отправилась из Буйнакска по маршруту Араканы-Кудутль-Гергебиль-Могох-Хунзах-Чох-Согратль и собрала интересный материал: 120 поэтических текстов и 100 народных мелодий, записанных на фонографические валики.
«Поездка с фонографом имела сама по себе характер сплошного триумфа, – писал Гасанов в отчете об экспедиции. Жители селений битком наполняли помещения, в которых производились записи, в свою очередь сопровождавшиеся нескончаемыми выражениями удовольствия и изумления. В Могохе мы получили совершенно искренние комплименты по адресу Советской власти, интересующейся творчеством крестьянства».
«Результатом экспедиции явилось также исследование Г.Гасанова «Песни аварцев», законченное в 1927 г.». Представляя собой по форме отчет о поездке, оно, в сущности, подвело итог знакомству с музыкой аварцев в 1921-1927 гг. и подводило научные основы исследования музыкальной культуры аварцев. 
Публикация Г.Гасанова получила высокую оценку: зачитанная как доклад на заседании этнографической секции Государственного Института Музыкальной науки в Москве в августе 1927 г., она принесла автору признание научной общественности. Ему была присвоена степень члена-корреспондента ГИМНа. В «Песнях аварцев» Г.Гасанов заложил основы методики научного исследования народного творчества и значительно обогатил аварскую музыкальную фольклористику внесением в нее элементов лезгино-дагестанских мелодий.
В том же году был напечатан сборник «Мотивы дагестанского танца: 12 лезгинок, исполняемых зурнами», составленным Г.Гасановым, М. Джамаловым. Это первое издание лезгино-дагестанских мелодий, а также первый и до настоящего времени единственный сборник народной танцевальной инструментальной музыки. «Мы считаем, что издаваемые двенадцать танцевальных мотивов являются неоспоримым музыкальным богатством, требующим фиксации во избежание исчезновения, тем более что некоторые из них уже не играются вовсе» – писали составители в предисловии к сборнику.
Он подготовил таких выдающихся музыкантов, как Сергей Агабабов, Сейфуллах Керимов, Мурад Кажлаев, Ширвани Чалаев и других. Готфрид Гасанов открыл в 1926 году в Махачкале музыкальный техникум (ныне училище, оно носит имя великого композитора), создал одним из первых среди автономных республик СССР Союз композиторов Дагестана, несколько лет руководил Государственным танцевальным ансамблем «Лезгинка». Гасановым написаны детский балет «Карачач», опера «Хочбар», поставленная на сцене Республиканского театра оперы и балета в 1997 году, песни для пьес «Айгази», «Любовь Асият» и др. Его концерт для фортепиано с оркестром часто исполняется музыкальными коллективами России и зарубежных стран. Творчество Г.Гасанова высоко оценено Правительством СССР. Он дважды был удостоен звания лауреата Государственной премии, имел почетные звания заслуженного деятеля искусств РСФСР и ДАССР.
По пути, проложенному Готфридом Гасановым, уверенно пошел и уроженец села Уллугатаг Сейфуллах Керимов. Получив первые азы нотной грамоты в Махачкалинском музыкальном училище, он поступил в Одесскую консерваторию. Потом всю оставшуюся жизнь он посвятил искусству Страны гор. Семь лет работал в Государственном ансамбле песни и танца Дагестана и в «Лезгинке». Более 16 лет занимал должности музыкального редактора, художественного руководителя и директора оркестра Дагтелерадио, одновременно преподавал и в музыкальном училище, создавал музыку. В 1960 году его приняли в члены Союза композиторов СССР. С 1963 года Керимов руководил музыкальным училищем. Он был заместителем председателя правления Союза композиторов Дагестана.
Керимовым написано много песен на слова лезгинских, аварских, даргинских, кумыкских, лакских поэтов. Его песни «Дагъустан», «Хъсан я гада», «Пуд руш», «Дурнадиз», «Яр ширин я заз» в исполнении великой певицы Рагимат Гаджиевой стали народными. Свою лепту внес он и в создание национальных спектаклей. За большие заслуги в развитии музыкальной культуры, в подготовке национальных музыкальных кадров, музыковеду, педагогу, композитору Сейфуллаху Керимову присвоено почетное звание народного артиста ДАССР, заслуженного деятеля искусств РСФСР, он стал лауреатом Республиканской премии им. Гамзата Цадасы. Сейчас его дело продолжает сын – Алаудин Керимов, известный в республике музыкант, певец и композитор.
Ярким представителем театрального искусства республики является любимец публики, гордость района и даркушцев, большой талант и настоящий человек Абдулкадир Сайдумов. Выпускник ГИТИС, он в своих творческих исканиях обогатил арсенал выразительных средств комедийного жанра психологическим содержанием, раздвинул амплуа, по сути, обогатил комедийность жизненностью и естественностью, простотой и органикой. Особенно многокрасочно проявился талант Сайдумова в пьесах лезгинских драматургов и особенно в «Фундухбеке». В сыгранных ролях актер показал жизнь человеческого духа, а не тела, углубляя этим драматический материал. Следует, также, отметить мастерское владение артистом искусством слова. Его речь на сцене проста и естественна, богата интонационно. В настоящее время Лезгинский государственный муздрамтеатр им. Сулеймана Стальского нельзя представить без актера Абдулкадира Сайдумова. Им на сцене созданы великолепные образы, сыграно более ста ролей. Народный артист Дагестана, заслуженный артист Российской Федерации Абдулкадир Сайдумов (в народе его называют Фундугъбегом) не только служил народу, но и являлся настав-ником молодых актеров.
Надо отметить, что представители Сулейман-Стальского района плодотворно работают в Лезгинском госмуздрамтеатре. Любимцами зрителей были и являются заслуженные артисты республики Халисат Буржалиева, Агахан Агаханов, Мехти Джамалдинов, Ших Закарьяев, Ибрамхалил Рамазанов, режиссер Мирзабег Мирзабегов, свой след в коллективе оставили Саимат Муслимова, Тамара Исрафилова.
Успехи Лезгинского театра последних лет связывают с именем векеларца Эседуллаха Наврузбекова. Став художественным руководителем, он, умножая накопленный коллективом в течение де-сятилетий опыт, сделал многое для творческого роста актеров, создания высокопрофессиональных, актуальных спектаклей. Под его руководством театр получили хорошую оценку зрителей, специалистов, министерства культуры республики. За заслуги в области театрального искусства Наврузбекову было присвоено звание народного артиста Дагестана, его спектакли занимали первые места на республиканских творческих конкурсах. Э.Наврузбеков – автор 10 пьес, 3 книг: «Шарвили», «Театр, рожденный в горах», «Лезгинский театр».
Другой представитель района, большой талант Расим Джабраилов является актером театра и кино (театр на Таганке в Москве).
Большую известность за пределами республики, страны получили касумкентские барабанщики. Их выступлениям рукоплескали зрители многих стран, республик и областей. Создателем коллектива был талантливый любитель народной музыки Ифрат Касумов – заслуженный работник культуры Российской Федерации (РСФСР), он долгие годы работал заведующим отделом культуры Сулейман-Стальского райисполкома и директором кинофикации. По его инициативе и при непосредственном участии был организован ансамбль барабанщиков, который славился не только в районе, республике, но и за ее пределами.
С 1959 года касумкентские барабанщики выступают перед зрителями и умножают успехи национального искусства. Успех барабанщиков связан с именами музыкантов А.Гаджиахмедова, Ш.Мейланова, Зубаира Куркентского, Г.Гаджимисриева, Т.Таибова, З.Юнусова, А.Гаджимурадова, У.Гаджимурадова, В.Мусаева, И.Шихзагирова, Ш.Шихнабиева, С.Хидирова, Ш.Рамазанова, К.Камилова, С.Ризаева и др.
Среди мастеров народного песенного творчества ярко выделялись Жамал Шахмарданов, Тамара Исрафилова, Керим Камилов, Бесхалум и Селимат Гаджиевы, Иманулах Кадиев, Фатима Рамазанова, Фикрет Ахмедов, Омар Меликов. Они поют песни, созданные самодеятельными композиторами района, – Маиной Абдулмуталибовой, Джамалдином Мехтиевым.
Огромную популярность в селах Южного Дагестана приобрели музыканты – гармонисты Ямудин Шихжамалов, Сейфудин Шихжамалов, Нурдин Исрафилов, тарист-гитарист Вирзант Магомедов.
В настоящее время в районе множество вокально-инструментальных ансамблей. Особую популярность имеют ВИА «Беневша», «Касумкент», «Ричал», «Лейсан», «Даркуш», «Чираг», «Рухун», «Дуьнья», «Маэстро», «Мирес»...
Край певцов и поэтов богат талантами. Следует отметить канатоходцев из с. Рухун, акробатов, силачей (Бедевов Султан, Казиахмед, Магомедов Мугудин, (СIтал Буба) Гаджимурадов Буба и др.).
В 1980-х годах созданы ансамбли народных инструментов, барабанщиков, гармонистов, чунгуристов, фольклорный коллектив, которые на Всесоюзных фестивалях награждены Дипломами первой степени, Почетными грамотами министерств культуры СССР и ДАССР, медалями. Они выступали на сценах Москвы, Сочи, Ростова, Баку.
Рано ушедший из жизни художник Жавид Садыки, член Союза художников России, считался настоящим мастером кисти. Его полотна получили высокую оценку специалистов, картины Садыки выставлялись на международных выставках во многих странах мира.
Вот уже 50 лет работает главным хранителем в музее изобразительных искусств г. Махачкалы Аджабат Идрисова. Страстный пропагандист декоративно-прикладного искусства народов Дагестана, она организовывала выставки во всех союзных республиках, десятках городов бывшего СССР, а также в Болгарии, Венгрии, Чехословакии, ГДР, Югославии, Финляндии, Англии, Италии, Кувейте, Японии. И везде с восторгом принимали художественное творчество народов Страны гор, отмечая также замечательные организаторские способности Аджабат Идрисовой. Отличник министерства культуры СССР, заслуженный работник культуры РД, она и сегодня служит искусству Дагестана.
С развитием национальной культуры и архитектуры связана деятельность заслуженного архитектора РФ, академика Керимова Керима.
Народы не умирают, пока рождают поэтов, ученых, музыкантов, мастеров, виноградарей – они будут жить до окончания мира. Таков и народ Етима Эмина, Сулеймана Стальского.

 

 

Яндекс цитирования ALLDAG.ru