В современном обществе образование становится одним из факторов, обеспечивающих экономический рост, социальную стабильность, развитие институтов гражданского общества. «Здоровая, образованная, духовно богатая молодежь – это залог успеха России. В этом основная задача педагогов страны» – говорил Президент РФ Д.А. Медведев.
«Образование придает человеку достоинство» – говорил Дени Дидро.
Наш район имеет вековые традиции учить и воспитывать подрастающее поколение в соответствие с перспективными требованиями и в духе преданности своим предкам и родной земле. Мы не должны забывать о том, что народ наш, земля наша были прославлены образованием и наукой. Это касается, в первую очередь, крупного дагестанского ученого-просветителя, поэта Гасана-эфенди Алкадарского. Он открыл в Кюринском округе первую светскую школу, где преподавал историю, географию, астрономию, математику. Ему принадлежат такие строки:
Восславим Аллаха, дошел до России черед,
Дыхание правды познал впервые народ.
Для нас, дагестанцев, открылась к познанию дверь –
Мы можем трудиться, учиться мы можем теперь.
Проснитесь лезгины! Иные пришли времена…
Гасан-эфенди Алкадарский, Етим Эмин, Сулейман Стальский, Алибег Фаттахов воплотили в себе передовые тенденции своего времени.
Образование во все времена было и является той сферой деятельности человека, на которую опирается будущее народа. Когда речь идет об образовании и науке, то на этом поприще многие выходцы из каждого села нашего района прославили себя и свой народ на всю страну.
Как известно, главными целями системы образования служит формирование:
- квалифицированного работника;
- гражданина страны;
- многосторонне развитой целостной личности.
Основа для достижения этих целей закладывается в школе. В большей степени это зависит от таких профессиональных качеств учителя, как универсальная образованность, эрудиция, информированность, прогрессивность, способность вести интересные уроки, давать интересные задания.
Однако сегодняшнее положение дел в образовательной сфере не может нас не беспокоить. Процент выпускников наших школ, соответствующих нынешним требованиям, крайне низок. Качество знаний учащихся 11-х классов составляет 17%, успеваемость составляет – 52%. И это тогда, когда из 1547 педагогов 1278 имеют высшую и первую категории.
Крайне низок процент участников районных и республиканских мероприятий среди учителей и учащихся. Ситуацию, когда учащиеся притворяются, что учатся, а учителя делают вид, что учат, пора менять.
Я считаю, для развития системы образования в районе потребуется ответственное отношение всех участников учебного процесса к своим обязанностям. Сегодня роль учителя в обществе становится более значимой, поэтому принципиально меняются требования к его работе, Если раньше учитель был носителем знаний, то теперь в большей степени от него требуются методические навыки.
Сегодня качество труда педагога измеряется не только количеством хороших и отличных оценок в дневниках, а компетентностью, конкурентоспособностью и востребованностью выпускников в жизни.
Немаловажное значение для достижения поставленных перед образовательным учреждением целей имеет состояние материально-технической базы.
Как вы знаете, 80% зданий школ и дошкольных образовательных учреждений нашего района были построены в 40-50 годах XX века народным способом, т.е. всем селом. За прошедшие годы они испытали много перемен и в настоящее время в большей степени не соответствуют предъявляемым требованиям. Можно сказать, за годы реформ 90-х годов прошлого столетия вообще забыли о материальной обеспеченности учебного процесса. В последующем неэффективное использование выделяемых школам средств и бесхозяйственное отношение отдельных руководителей привели к полному ухудшению состояния объектов образования района.
Сегодня наблюдаются позитивные перемены. В частности, по национальному проекту «Образование» школы нашего района за 3 года получили 8 автобусов, еще 3 получим до конца года, а также 9 предметных кабинетов стоимостью более 300 тыс. руб. каждый.
609 учителей школ нашего района получают дополнительное вознаграждение за классное руководство. За 3 года 30 учителей школ района получили президентский грант по 100 тыс. руб. каждый, 5 школ района (Куркентская №1, Куркентская №2, Новомакинская, Ортастальская, Герейхановская №1) победили в конкурсе лучших школ страны и получили по 1 млн. руб.
Для ремонта и укрепления материально-технической базы образовательных учреждений в нынешнем году выделено из местного бюджета 3 млн. 975 тыс.руб. Конечно, это мало, но при умелом и целенаправленном расходовании имеющихся средств можно решить многие проблемы. Решение вопросов, связанных с организацией горячего питания, заменой электропроводки, проведение в этом году текущего ремонта, – тому доказательство.
Руководителям образовательных учреждений совместно с главами сельских поселений необходимо изыскать внебюджетные средства для улучшения материально-технической обеспеченности школ и дошкольных образовательных учреждений.
В предстоящем 2009 году нами планируется строительство 4 школ.
Так как дошкольным образованием в районе охвачено всего 18% детей до 6 лет, в предстоящем году изыщем возможности реконструкции имеющихся зданий под детские сады.
В этом году мы столкнулись с таким беспорядком, который имел место в пунктах приёма единого государственного экзамена и был связан с незнанием его значимости педагогами, родителями и самими выпускниками. Не была обеспечена объективность проведения ЕГЭ. Нарушение правил проведения ЕГЭ не выдерживает критики. В дальнейшем руководству РУО необходимо в корне изменить отношение к этой процедуре.
Как и для любой другой области человеческой деятельности, в образовании чрезвычайно важна своевременная передача эстафеты от старшего поколения молодежи. К сожалению, молодые специалисты, поступающие на работу в школы, не блещут глубокими знаниями и умениями. Да и со стороны отдельных учителей, имеющих солидный стаж работы, отсутствует стремление к совершенствованию педагогического мастерства.
Все имеющиеся проблемы в образовательной системе района необходимо решать безотлагательно, общими усилиями педагогической общественности, родителей, всех заинтересованных лиц. Необходимо серьезно поработать над решением таких важных вопросов, как подбор кадров, поднятие престижа учителя, ликвидации формализма в работе, поощрение и наказание, объективное проведение конкурсных мероприятий среди учителей и учащихся, аттестация школ и учителей, целевое использование финансовых средств и т.д.
Главными критериями образования в районе должны стать компетентность педагога, высокое качество знаний учащихся и воспитанность наших детей.
Возможность успешного решения имеющихся в образовательной системе района проблем концентрировано в вас самих. Только взаимное доверие и уважение в тандеме «педагог-ученик» сможет обеспечить высокое качество образования воспитания и успешность подрастающего поколения в жизни, а значит, успешное развитие общества. Мы со своей стороны не останемся безучастными в этом процессе.
Искренне поздравляю вас и желаю здоровья, оптимизма, новых открытий, искренних пытливых учеников, успехов в работе и счастья в жизни!