Главная О районе Новости Деятельность
Карта
карта
Фотогалерея
Панорамы

Семинардин нетижайрикай

версия для печати

Малум тирвал, 20-23-июндиз Кьасумхуьрел «Родные языки в системе общего образования в условиях нового образовательного законодательства Российской Федерации» темадай гегьенш семинар кьиле фена. Адан гьакъиндай чна чи газетдин алатай нумрада кхьенай. Къенин нумрада чна чи газет кIелзавайбурун фикирдиз а семинардал гайи теклифрин, адан важиблувилин гьакъиндай райондин сайтда ганвай материал гъизва (текст гзаф терминар урус чIалай лезги чIалаз таржума авурла гъавурда четиндаказ акьазвайди фикирдиз къачуна урус чIалалди гузва).

В селе Касумкент состоялся семинар «Родные языки в системе общего образования в условиях нового образовательного законодательства Российской Федерации»
В рамках проводимого по проекту «Методическая помощь учителям родных языков в условиях нового образовательного законодательства» совместной программы Совета Евро¬пы, Европейской Комиссии и Министерства регионального развития Российской Федерации «Национальные меньшинства в России: развитие языков, культуры, СМИ и гражданского общества» семинара «Родные языки в системе общего образования в условиях нового обра¬зовательного законодательства Российской Федерации» 20-23 июня 2010 года в селе Касум¬кент Сулейман-Стальского района Республики Дагестан состоялся семинар «Родные языки в системе общего образования в условиях нового образовательного законодательства Россий¬ской Федерации», в работе которой приняли участие учителя начальных классов - препода¬ватели родных, включая русский, языков, чтения на родном языке из 25 населенных пунктов Сулейман-Стальского района, специалисты районного управления образованием, учёные-филологи и методисты Республики Дагестан и Москвы.
Семинар был проведен при поддержке Автономной некоммерческой организации «Ин¬ститут национальных проблем образования», Центра национальных проблем образования Федерального института развития образования Министерства образования и науки Россий¬ской Федерации, Министерства по национальной политике, информации и внешним связям Республики Дагестан, Департамента межнациональных отношений Министерства регио¬нального развития Российской Федерации, Комитета Государственной Думы по делам на¬циональностей, Научного совета по национальным проблемам образования Отделения обра¬зования и культуры Российской академии образования, Собрания депутатов муниципального образования «Сулейман-Стальский район», управления образованием муниципального обра¬зования «Сулейман-Стальский район».
Об актуальности проведенного мероприятия свидетельствует широкий состав участни¬ков. В его работе принимали участие 81 человек из Республики Дагестан и Москвы.
В адрес участников семинара поступили приветствия от заместителя председателя Ко¬митета Государственной Думы Российской Федерации по делам национальностей, председа¬теля Научного совета по национальным проблемам образования Отделения образования и культуры Российской академии образования, от Министра по национальной политике, ин¬формации и внешним связям Республики Дагестан.
Главными целями Конференции являлись:
- создание благоприятных условий для развития сбалансированного двуязычия в сфере образования, интеграционных процессов и культуры межнационального общения народов Дагестана в условиях нового образовательного законодательства;
-  обсуждение федерального образовательного стандарта начального общего образова¬ния и нормативно-правовых актов, обеспечивающих их реализацию (Примерной программы по языкам дагестанской группы, Примерной программы по государственному языку Россий¬ской Федерации, моделей Базисного учебного плана, методических рекомендаций по разра¬ботке рабочих программ по родным языкам, включая русский язык);
-  презентация опыта работы учителей родных языков и литератур общеобразователь¬ных учреждений с двуязычной образовательной средой, функционирующих в Республике Дагестан;
-  презентация новых научно-методических разработок, педагогических технологий в области преподавания русского языка, языков народов Дагестана в начальной школе обще¬образовательных учреждений Республики Дагестан.
В семинаре приняло участие 55 учителя начальных классов, проводящих уроки на род¬ном, включая русский, языке.
На семинаре обсуждалось образовательное законодательство федерального и респуб¬ликанского уровней, обеспечивающее реализацию сбалансированного двуязычия в образова¬тельном процессе школы.
В рамках семинара были организованы мастер-классы по преподаванию русского и родного языков, истории и культуры народов Дагестана и по проведению интегрированных уроков.
На семинаре проводилось обсуждение нового образовательного законодательства и нормативно-правовых актов, которые были приняты в течение 2010 года. Широко и подроб¬но обсуждался Федеральный государственный образовательный стандарт для начального общего образования, Базисный учебный план и его модели в контексте преподавания родных языков и обучения на родных языках.
Участниками семинара была отмечена уникальность языковой ситуации в Республике Дагестан, характеризующаяся многовековым сосуществованием и взаимодействием языков и народов. В современном обществе доминирующее место в языковой структуре Республики Дагестан как по объему, так и по полноте своих функций, общему потенциалу занимает рус¬ский язык. Для многих народов Дагестана он является как родным языком, так и государст¬венным языком Российской Федерации. В современных условиях русский язык на всей тер¬ритории Республики Дагестан обеспечивает экономическое развитие республики, конкурен¬тоспособность молодого поколения.
В тоже время участники семинара выражают свою озабоченность по отношению к про¬являющимся тенденциям снижения уровня владения родными, включая русский, языками, ухудшения качества образования. Особенно беспокоит тенденция размывания границ между кодифицированным литературным языком, с одной стороны, и устно-разговорной речью и просторечием - с другой. Учитывая определенные трудности с обучением языкам учащихся слабо- или невладеющих ими, участники семинара обращают особое внимание на необходи¬мость активизации исследовательских работ в области методики преподавания языков в ус¬ловиях законодательно установленного двуязычия, изучения взаимовлияния языков.
Разработка и внедрение федеральных государственных образовательных стандартов требует ответственного подхода и взвешенных решений, учитывающих конституционные права участников образовательного процесса в удовлетворении их этнокультурных и этноя¬зыковых потребностей. В этой связи участники семинара отмечают, что Федеральный госу¬дарственный образовательный стандарт, в должной мере не обеспечивает эти права, обра¬щают внимание на необходимость сохранения опыта, накопленного за период функциониро¬вания регионального (национально-регионального) компонента содержания образования.
Приоритетом государственной политики в области сохранения и развития языков, в том числе и в системе образования, должно быть обеспечение условий для свободного вла¬дения русским языком в качестве государственного языка всем населением Республики Да¬гестан. Также в числе приоритетов должно быть и обеспечение условий для свободного пользования родным языком во всех сферах жизнедеятельности. Создание условий для изу¬чения родного языка и в целом культуры в государственных образовательных учреждениях.
Участники семинара считают, что при разработке и реализации государ-ственной обра¬зовательной политики, частью которой, безусловно, являются федеральные государственные образо-вательные стандарты, необходимо в числе других учитывать следующие основные принципы.
1. Государственная политика в области образования должна строиться только в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Дагестан, обеспечивающих право выбора:
-качественного обучения на государ-ственном языке Российской Федерации, на респуб¬ликанском государственном языке, на родном языке;
-качественного изучения государ-ственного языка Российской Федерации, республикан¬ского государственного языка, родного языка, включая русский язык.
2.  Программы и проекты в области образования должны в полной мере соответствовать этой политике.
3.  Для внедрения в учебный процесс допустимо рекомендовать только те учебники, учебные пособия, словари, справочные пособия и другие материалы, которые соответствуют устоявшимся нормам литературных русского и родного языков и составлены с учетом дос¬тижений отечественной лингвистической науки. Участники семинара считают необходимым:
1. Ходатайствовать перед Министерством образования и науки Российской Федерации:
- о закреплении конституционных гарантий на создание условий для изучения и разви¬тия республиканских государственных языков, предусмотрев эти условия в требованиях к структуре, условиям (кадровым, финансовым, материально-техническим и иным) и результа¬там освоения основных образовательных программ, в Примерных образовательных про¬граммах, Базисном учебном плане;
-  о включении в проект «Наша новая школа» направления «создание условий для со¬хранения и развития государственных языков и культур» (школа «диалога культур»);
-  о разработке и поддержке на федеральном уровне, не только федеральной целевой программы «Русский язык на 2011-2015 годы», но и федеральной программы сохранения, изучения и развития языков народов Российской Федерации (п. 1 ст. 7 Закона Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» от 25.10. 1999 № 1807-1)
2. Предложить Министерству образования и науки Российской Федерации: -рассмотреть проекты моделей Базисного учебного плана, предусматривающего изуче¬ние русского языка в качестве государственного языка Российской Федерации, республикан¬ских государственных языков в обязательной части основной образовательной программы в объеме от 3 до 5 часов в неделю, изучение родного языка (в том числе русского) в части формируемой участниками образовательного процесса;
- включить в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к ис¬пользованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования учебники по родным языкам и родной ли¬тературе, а также по предметам, содержащим этнокультурные особенности;
- в Типовом положении об общеобразовательном учреждении предусмотреть:
-  в рамках начальной и основной общеобразовательной школы возможность реализа¬ции основной общеобразовательной программы, обеспечивающей изучение региональных, национальных, этнических особенностей на государственном языке Российской Федерации, или на республиканском государственном языке;
- в перечне реализуемых общеобразовательным учреждением программ (дополнитель¬ные образовательные программы, а также общеобразовательные программы дошкольного образования) предусмотреть, что общеобразовательная программа дошкольного образования может реализовываться на государственном языке Российской Федерации, или на республи¬канском государственном языке;
3.  Просить органы государственной исполнительной и законодательной власти Респуб¬лики Дагестан:
- о разработке республиканской целевой программы по сохранению, изучению, разви¬тию республиканских государственных языков и других языков народов Дагестана, прожи¬вающих в республике;
-  о создании необходимых условий для изучения государственного языка Российской Федерации - русского и республиканских государственных языков в системе образования;
- принять положение о стимулировании обучения и изучения государственных и род¬ных языков в виде надбавки к заработной плате работникам сферы образования за практиче¬ское применение в работе двух государственных языков, деление классов на группы при изучении государственных языков, проведение республиканских и региональных форумов, конкурсов преподавателей родных языков народов Республики Дагестан.
4. Рекомендовать органам управления образованием Республики Дагестан:
- разработать концепцию непрерывного языкового образования в системе дошкольно¬го, общего и профессионального образования, преследующую цель развития в республике сбалансированного двуязычия как ключевого фактора образовательной политики в многона¬циональном субъекте;
-  организовать ознакомительные семинары по федеральному государственному обра¬зовательному стандарту начального общего образования для специалистов Махачкалинского института усовершенствования учителей и Дагестанского научно-исследовательского инсти¬тута педагогики им. Тахо-Годи;
-  сформировать авторские коллективы для разработки учебно-методических комплек¬сов на основе федерального государственного образовательного стандарта начального обще¬го образования;
- активизировать работу по внедрению новейших информационных технологий в сфере изучения республиканских государственных и родных языков.
Рекомендации приняты на пленарном заседании семинара «Родные языки в системе общего образования в условиях нового образовательного законодательства Российской Фе¬дерации».
 

Рейтинг:
@ @ @ . .
Комментарии посетителей:
Оставить комментарий
Подшивка за 2010 год
Новости
В Сулейман-Стальском филиале МФЦ «Мои документы» можно оформить документы на объекты межевания
В филиале многофункционального центра оказания государственных и муниципальных услуг «Мои документы», что находится в с.Касумкент Сулейман-Стальского района, размещена межевая группа по оформлению технических и межевых планов домов, квартир и земельных участков. По данному вопросу состоялась беседа корреспондента Касумкентского телевидения Мизамудина Махмудова с курьером-межевиком местного центра Тагиром Маметовым. Как отметил специалист, наличие межевого и технического планов на имуществ...
В Сулейман-Стальском филиале МФЦ «Мои документы» можно оформить документы на объекты межевания
В филиале многофункционального центра оказания государственных и муниципальных услуг «Мои документы», что находится в с.Касумкент Сулейман-Стальского района, размещена межевая группа по оформлению технических и межевых планов домов, квартир и земельных участков. По данному вопросу состоялась беседа корреспондента Касумкентского телевидения Мизамудина Махмудова с курьером-межевиком местного центра Тагиром Маметовым. Как отметил специалист, наличие межевого и технического планов на имуществ...
В Сулейман-Стальском районе прошла научно-практическая конференция «Пути сохранения и развития родного языка в современных условиях в свете изучения лезгинского народного героического эпоса «Шарвили»
29 февраля 2015 года в рамках сохранения, изучения и развития родного языка в Сулейман-Стальском районе на базе Дворца культуры им. И.Г.Тагирова начала работу научно-практическая конференция на тему: «Пути сохранения и развития родного языка в современных условиях в свете изучения лезгинского народного героического эпоса «Шарвили». Мероприятие организовано администрацией муниципального района совместно с научно-исследовательским институтом педагогики имени А.А.Тахо-Годи.  В работе ко...
В Сулейман-Стальском районе прошла научно-практическая конференция «Пути сохранения и развития родного языка в современных условиях в свете изучения лезгинского народного героического эпоса «Шарвили»
29 февраля 2015 года в рамках сохранения, изучения и развития родного языка в Сулейман-Стальском районе на базе Дворца культуры им. И.Г.Тагирова начала работу научно-практическая конференция на тему: «Пути сохранения и развития родного языка в современных условиях в свете изучения лезгинского народного героического эпоса «Шарвили». Мероприятие организовано администрацией муниципального района совместно с научно-исследовательским институтом педагогики имени А.А.Тахо-Годи.  В работе ко...
В Ортастальской сельской библиотеке прошло мероприятие «Береги родной язык!»
В Ортастальской сельской библиотеке Сулейман-Стальского района прошло мероприятие «Береги родной язык!». Мероприятие проведено в целях формирования у подрастающего поколения духовно-нравственного, гражданско-патриотического интереса к изучению историко-культурных ценностей, народных традиций, обычаев и обрядов. В рамках мероприятия был оформлен плакат «Лезгинские обычаи».   
В Ортастальской сельской библиотеке прошло мероприятие «Береги родной язык!»
В Ортастальской сельской библиотеке Сулейман-Стальского района прошло мероприятие «Береги родной язык!». Мероприятие проведено в целях формирования у подрастающего поколения духовно-нравственного, гражданско-патриотического интереса к изучению историко-культурных ценностей, народных традиций, обычаев и обрядов. В рамках мероприятия был оформлен плакат «Лезгинские обычаи».   
В Сулейман-Стальском районе состоялся антинаркотический форум «Матери Дагестана против наркотиков»
Сегодня, 1 марта, в Международный день борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиками, в Сулейман-Стальском районе с участием начальника Управления ФСКН России по Республике Дагестан Энрика Муслимова и начальника отдела межведомственного взаимодействия УФСКН РФ по РД, полковника полиции Хасайбат Валиевой прошел антинаркотический форум «Матери Дагестана против наркотиков». Открыл и провел мероприятие глава района Нариман Абдулмуталибов. Форум был нацелен на вовлечение женщин-матерей в раб...
В Сулейман-Стальском районе состоялся антинаркотический форум «Матери Дагестана против наркотиков»
Сегодня, 1 марта, в Международный день борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиками, в Сулейман-Стальском районе с участием начальника Управления ФСКН России по Республике Дагестан Энрика Муслимова и начальника отдела межведомственного взаимодействия УФСКН РФ по РД, полковника полиции Хасайбат Валиевой прошел антинаркотический форум «Матери Дагестана против наркотиков». Открыл и провел мероприятие глава района Нариман Абдулмуталибов. Форум был нацелен на вовлечение женщин-матерей в раб...
ALLDAG.ru